Поведенческие факторы – важнейшие критерии ранжирования по ВЧ запросам в Яндексе. Особое внимание оптимизаторов приковано к кликовым факторам, которые включают в себя:
- Показатели количества переходов пользователей из выдачи поисковой системы на определенный результат списка (кликабельность ссылок на материалы);
- Click-through rate (CTR) ресурса в выдаче.
Рекомендуем посмотреть видео Сергея Кокшарова о том, что такое «Поведенческие факторы».
На искусственное улучшение данных факторов направлены многие сервисы. Накрутка производится с целью существенного повышения позиций сайта по определенному запросу, где подъем показателей кликовых факторов может вывести ресурс прямиком в ТОП со скоростью света.
Этот метод представляет собой систему, где происходит имитирование действий пользователей с помощью разработанного ПО и повышение мотивированного трафика. Исполнители получают задания, выполнение которых способствует улучшению ключевых параметров.
Аналитики расценивают такой подход как спам и «черный» инструмент СЕО-оптимизации, поэтому в 2011 году Яндекс начал успешно бороться с накруткой поведенческих факторов путем очищения выдачи от «стероидных» сайтов, накаченных искусственно.
Длительность действия фильтра составляет от полугода (судя по некоторым ответам Яндекса – от 8 месяцев после устранения нарушения), среди «побочных» эффектов – падение позиций в выдаче и резкое снижение трафика. Сам процесс снятия санкций иногда представляется не стоящим усилий – легче сменить доменное имя и поставить редирект. Конкретный срок действия санкций (как и почти всех прочих фильтров Яндекса) зависит от процедур, производимых после попадания под фильтр, и непосредственного улучшения сайта.
В среде нечистых на руку оптимизаторов используется технология «живой щит». Суть этой довольно подлой методики такова: порядка 50% заданий по неестественной накрутке, выполняемых нанятыми исполнителями, производится для абсолютно случайных ресурсов! Так формируется «щит» из ничего не подозревающих честных сайтов, которые (по задумке авторов этого метода) должны оградить продвигаемый ресурс от нападок Яндекса (якобы система побоится наказывать всех, ибо велик шанс забанить невиновных). В рамках этой же «стратегии» можно подставить конкурента. Всему виной алчность и неспособность раскрутить сайт умом без помощи «дыр» системы. Насколько это честно – судите сами.
Самые явные способы спалить накрутку ПФ
Для выявления лиц и компаний, использующих сервисы и инструменты для накрутки поведенческих факторов, можно воспользоваться следующими способами:
- Обнаружить сходства IP-адресов «кликеров». Определяются с помощью простого отслеживания запросов в выдаче путем создания тестового проекта;
- Исследовать навигационные запросы, используемые выявленными IP-адресами в системе накрутки;
- Определить «прикрученные» сервисы Яндекса, вход в которые осуществляется через помеченные IP;
- Осуществить наблюдение за активными действиями кликеров, работающими через Яндекс.Бар или Яндекс.Браузер;
- Выявить реферера – сайт, перенаправляющий пользователя на выдачу с продвигаемыми запросами;
- Оценить достижение целей в Яндекс.Метрике в условиях повышения целевого трафика. Отсутствие достижений – сигнал;
- Выявить значительный прирост органического трафика, который был достигнут без существенных изменений сайта;
- Уловить стереотипные действия посетителей;
- Оценить процентное соотношение используемых браузеров к мобильным платформам. Странная корреляция будет говорить о накрутке ПФ.
Диагностика фильтра
Самым действенным способом диагностики фильтра за накрутку ПФ является обращение в тех. поддержку Яндекса. Специалисты конкретно сообщат, явились ли примененные санкции результатом использования некорректных методов продвижения.
Основной признак наложения фильтра – резкое падение трафика.
Так выглядит наложение фильтра за накрутку поведенческих факторов в Яндекс Метрике
Другой «симптом» – ранжирование сайта исключительно по витальным запросам (непопадание в ТОП-30 по НЧ запросам, под которые ресурс оптимизирован). «Нарваться» на подобные «приключения» могут ресурсы, для продвижения которых задействовались люди или компании, искусственно накручивающие поведенческие факторы.
Связь с технической службой Яндекса – верный способ решить проблему в будущем. Пытаться доказать невиновность и спорить смысла нет (если только вы не стали жертвой статистической погрешности). Лучше честно признаться в содеянном и через 6 месяцев написать снова, перечислив, что было улучшено на сайте.
Снятие фильтра
Снятие фильтра за накрутку поведенческих факторов предполагает длительный и трудоемкий процесс. Если ресурс попал под фильтр, обычным ожиданием истечения срока давности ограничиться не выйдет. Для возврата доверия поисковой системы и восстановления позиций в выдаче необходимо:
- Полностью отказаться от любого рода накрутки ПФ;
- Путем общения с сотрудниками ПС выяснить, не были ли санкции применены ошибочно;
- Выявить дату попадания под фильтр за накрутку поведенческих факторов, используя Метрику;
- Использовать политику смены доменного имени без склейки (через 301-редирект) либо (если прошло уже более 4-5 месяцев) провести такие процедуры:
- Провести аудит сайта и анализ юзабилити;
- Избавиться от имеющихся ошибок, переработать текстовый контент, устранить переспам, настроить индексацию и т.д;
- Исключить из структуры страницы, на которые производились эмулированные переходы;
- Провести работы по смене дизайна и другие мероприятия для повышения юзабилити и улучшения естественных поведенческих факторов.
- Внести в черный список все недобросовестные сервисы, оказывающие услуги по раскрутке через кликовые факторы (Юзератор, SerpClick, SeoPult, Movebo, WebEffector и т.п).
- Продолжить общение с технической службой поисковой системы Яндекс в надежде скорого снятия санкций.
Итог: пользуясь услугами сервисов по накрутке ПФ в погоне за быстрым ростом трафика, вы подвергаете бизнес огромной опасности. Качественное продвижение не может быть стремительным, особенно когда речь идет о крупных проектах. Тише едешь – дальше будешь!