Для чего, а точнее для кого создаются сайты? Конечно же, для пользователей. Создание и продвижение сайта (если речь не идет про настоящие ГС для продажи ссылок) всегда нацелено на то, чтобы подтолкнуть интернет-юзеров на совершение определенных действий: написание комментариев, оформление заказов, переходы по рекламе и т. д. Для достижения таких целей нужно удостовериться, что сайт удобен и понятен пользователю. И сделать это помогает юзабилити-тестирование.

Что такое юзабилити-тестирование?

Тест, о котором мы сегодня говорим, представляет собой исследование, которое призвано определить, насколько сайт, отдельная страница, онлайн-форма или другой объект отвечают целям, для которых были созданы. В идеале проводить его необходимо еще до запуска проекта или перед его кардинальным обновлением, чтобы сразу же внести в сервисы и дизайн необходимые корректировки. Особенно эффективным тут может стать сплит- (split-) или А/В-исследование (или более расширенное: многовариантное или мультивариантное тестирование). Это тест, при котором респонденты выбирают наиболее удобный вариант страницы или сервиса из нескольких предложенных вариантов.

Но чаще всего тестирование выполняется для уже действующих проектов, которые не удовлетворяют своих владельцев в плане конверсии. Истрачены деньги на программистов, дизайнеров, копирайтеров, проведены поисковый аудит сайта и его продвижение, заказана контекстная реклама, а дохода все нет и нет… Установить, что с сайтом что-то не так (пользователи быстро покидают ресурс, долго не могут найти нужную информацию и т. д.) помогают такие сервисы, как Google Analytics, Яндекс.Метрика, система статистики от Liveinternet.

Тестировать сайт самостоятельно или обратиться к профессионалам?

Исследование usability может быть самостоятельным и профессиональным. Какой же вариант выбрать? Это зависит от направления вашего проекта и целей, которые вы перед ним ставите.

Самостоятельное тестирование (как исследование функционирующего сайта, так и А/Б тестирование разных вариантов оформления будущего проекта) можно провести, задействовав в нем своих родственников, знакомых, добровольцев из соцсетей, пользователей фриланс-бирж и т. д. Этот способ оценки сайта привлекает своей дешевизной, но он уместен лишь для некоммерческих проектов или проектов широкой тематики вроде интернет-магазина детских товаров. К тому же, на самостоятельный поиск респондентов, проведение тестирования и анализа результатов понадобятся время и определенные знания и навыки в области интернет-маркетинга.

Профессиональное тестирование направлено на анализ коммерческих сайтов с узкой тематикой. Например, если вы продаете промышленные генераторы или организуете выездные конференции за границей, обычный пользователь едва ли сможет объективно оценить ваш сайт – он просто не знает, какие факторы важны для вашего потенциального клиента. А в компании, которая занимается профессиональным тестированием веб-проектов, для исследования вашего ресурса подберут людей «в теме» или опытных юзабилистов, которые понимают, что именно нужно анализировать на ресурсе того или иного направления. К тому же, заказав юзабилити-оценку, вы получите не только систематизированную информацию о выявленных ошибках, но и готовые рекомендации по их исправлению.

Какой должна быть аудитория для юзабилити-тестирования?

Некоторые эксперты, например, Стив Круг (автор бестселлера «Не заставляйте меня думать»), считают, что для А/B-тестирования или обычного юзабилити-исследования проекта достаточно 3 – 5 человек – мол, все грубые ошибки выявляются уже первыми тестировщиками. Это подтверждает и практика. Но ведь помимо очевидных недочетов есть и скрытые, а чем больше людей исследуют сайт, тем проще найти и исправить их. Так что лучше всего привлекать к тестированию несколько десятков респондентов.

Участники исследования вашего сайта должны максимально соответствовать целевой аудитории проекта. Так, если ресурс посвящен товарам для детей, тестировать его должны родители малышей подходящего возраста. Если вы продаете редкие музыкальные диски, к исследованию необходимо привлекать меломанов. А если ваш сайт ориентирован на определенный город, выбирайте в тестировщики жителей этого региона. Среди ваших знакомых и родственников нет людей подходящего возраста, профессии, социального положения? Поищите их в профильных группах социальных сетей, на форумах, фриланс-биржах. Там вы наверняка найдете людей, готовых за небольшое вознаграждение или даже бесплатно помочь в оценке проекта.

Как составлять задачи для тестирования?

Нередко владельцы сайтов ставят задачу для тестирования проекта примерно так: «Зайдите на site.ru и посмотрите, что с ним не так» (для мультивариантного тестирования — «Посмотрите на четыре варианта site.ru и скажите, какой понравился больше»). Это в корне неверная формулировка – она не дает пользователю никакого понятия о том, что от него требуется. Для эффективно исследования нужно провести подготовительную работу:

  1. Определить KPI – ключевые показатели эффективности проекта. Если говорить проще, это цели проекта. Составьте список действий, которых вы ждете от пользователей сайта: онлайн-оформление покупки, заказ обратного звонка, клик по рекламному баннеру и т. д.
  2. Установить слабые места проекта. Современные сервисы статистики позволяют увидеть, как пользователи ведут себя на сайте: откуда приходят, сколько времени проводят на нем, с каких страниц чаще всего уходят и т. д. Определите, когда пользователи чаще всего покидают сайт (на стадии знакомства с контентом, на стадии поиска товаров или услуг, на стадии заказа и т. д.).
  3. Составить сценарии для тестирования. На основании целей проекта и выявленных проблем составьте цепочки действий для тестировщиков. Например, у вас интернет-магазин подарков и пользователи приходят на сайт, но не оформляют заказ. Чтобы понять, в чем проблема, сделайте для теста карточки с такими вариантами действий:
    • Зайти на сайт – изучить каталог – заказать звонок менеджера.
    • Зайти на сайт – найти в каталоге товар – сравнить его с несколькими другими товарами.
    • Зайти на сайт – изучить каталог – поместить несколько товаров в Корзину – зарегистрироваться и оформить заказ и т. д.

Задания для исследования юзабилити сайта или сплит-тестирования разных вариантов проекта стоит составлять не в виде инструкций, а в виде небольших сценариев, прописывая в них роль тестировщика, но избегая излишних подробностей. Например, задание может звучать так:

«Вы мужчина 23 лет и ищете подарок для своей мамы (53 года, преподаватель, увлекается садоводством) на сумму от 1 000 до 3 000 рублей. Вам нужно подобрать несколько вариантов подходящих товаров из каталога site.ru, сравнить их и связаться с менеджером для уточнения условий заказа.»

В таком сценарии пользователю понятно, что именно искать (указаны возраст, профессия, хобби получателя подарка) и что нужно сделать. А наличие сюжета и роли делает тест более творческим, повышает заинтересованность респондента в его прохождении.

Как должно проходить юзабилилити-тестирование?

Если вы проводите тестирование в своем офисе, подготовьте комнату с компьютером, микрофоном и веб-камерой, которые будут фиксировать процесс исследования. На компьютер следует установить программу для записи изображения с экрана.

Тестировщика необходимо попросить вслух комментировать свои действия, выражать эмоции от использования сайта. Не стоит заставлять человека проходить все варианты составленных вами сценариев исследования – удерживать концентрацию более получаса сложно, поэтому результаты становятся менее объективными. Если вы устраиваете сплит-тестирование, то каждый респондент должен пройти предложенный ему сценарий на всех вариантах сайта.

После окончания теста поговорите с каждым респондентом, попросите его высказать или написать впечатления от проекта, рассказать, что ему понравилось и не понравилось в проекте, что бы он хотел изменить и т. д.

Анализируем материал исследования

Итак, вы получили видео-записи тестов, опросили респондентов. Что делать дальше? Нужно проанализировать каждый материал, обращая внимание на следующие моменты:

  • высказывания респондента в процессе тестирования;
  • мимику и жесты тестировщика;
  • последовательность действий при выполнении задания;
  • события, связанные с выполнением задания: передвижения курсора, использование клавиатуры, браузера, каких-либо программ, вопросы к организатору (модератору) и т. д.;
  • конкретные плюсы и минусы проекта и рекомендации респондента по его улучшению.

Все это поможет выявить основные проблемы сайта – их отметят большинство исследователей. Также в ходе теста можно будет получить ценные идеи для развития проекта – кто-то из респондентов наверняка выскажет пожелания по новым разделам, сервисам, товарам и услугам и т. д.

Сформировав список проблем сайта, можно составлять задание на проектирование юзабилити. Когда все недочеты будут исправлены, желательно снова повторить тест – так можно будет понять, удалось ли добиться поставленных перед исследованием целей.

Автор статьи
Роман Вердыш
SEO-Expert, стаж более 10 лет
Написано статей
32