Живет себе сайт, развивается потихоньку и тут – бац! График посещаемости резко пошел вниз, завоеванные потом и кровью позиции улетели далеко за ТОП-10. Причин может быть несколько, но сегодня поговорим только об одной из них – фильтре АГС.

Для начала разберемся, что такое АГС и как это расшифровывается. Как известно, в SEO-среде сайты с плохим дизайном, переоптимизированным и/или неуникальным контентом (читайте о важности уникальности текстов), скрытым текстом, массой рекламы и внешних ссылок, а так же другими признаками низкого качества и бесполезности называются неблагозвучным словом «говносайтами». Вот и автоматический фильтр Яндекса, направленный на удаление таких ресурсов из выдачи, получил название «АнтиГовноСайт», а сокращенно – АГС.

Фильтр АГС от Яндекса

Развитие АГС фильтра (инфографика ниже)

Впервые об АГС оптимизаторы узнали в 2009 году, хотя действовать этот фильтр начал еще раньше. На сегодняшний день поочередно сменили друг друга уже три его версии:

  • АГС-17. Действовал до 2009 года, причем известно об этом стало уже после его замены на АГС-30. Фильтр накладывался на сайты, продававшие и покупавшие ссылки в большом количестве, на ресурсы с ворованным или генерированным контентом, с шаблонным дизайном и некачественной версткой. Также под него попадали сайты на недавно зарегистрированных доменах.
  • АГС-30. Этот фильтр использовался Яндексом с 2009 по 2013 годы. Он представлял собой усовершенствованный вариант АГС-17 со значительно расширенной базой факторов (около 100).
  • АГС-40. Работает с 2013 года и по сегодняшний день. Использование Яндексом фильтра АГС-40 направлено на решение той же цели, что и использование его предшественников — исключение из выдачи малополезных сайтов. Однако он отличается от АГС-17 и АГС-30 более совершенным методом оценки ресурсов и еще более широким списком факторов для ее проведения.

Так как сегодня актуален именно фильтр Яндекса АГС-40, в дальнейшем мы будем говорить именно о нем.

Кто в зоне риска?

Факторов оценки сайтов для наложения на них АГС более сотни, их полный список известен только самому Яндексу. Но есть ряд ключевых характеристик, при наличии которых у ресурса резко возрастает вероятность получить ярлык ГС. Коротко перечислим их:

  • молодое доменное имя;
  • парковка на бесплатном хостинге или использование плохо взломанной платной CMS;
  • маленькая посещаемость (несколько человек в день) и отсутствие ядра постоянной аудитории. Существует мнение, что сайты с большим количеством уникальных посетителей в день меньше подвержены АГС фильтру;
  • чрезмерное количество внешних и внутренних ссылок, в том числе излишне активная перелинковка, рассчитанная только на поисковых роботов;
  • размещение платных ссылок и агрессивная реклама (всплывающие баннеры, тизеры с шок-контентом и т. д.);
  • некачественный контент (неуникальный, генерированный, дублированный, малополезный для пользователей и написанный исключительно ради заточки под ключевые слова и т. д.);
  • ресурсы созданные исключительно для заработка или продвижение других ресурсов.

Непонятный дизайн, отсутствие полезного контента и реклама, реклама, реклама – так выглядит типичный сайт, по которому плачет АГС

Конечно же, это далеко не все причины, по которым сайт может угодить под АГС, но именно они чаще всего приводят к наложению фильтра.

Как проверить фильтр АГС?

У вас возникло подозрение, что ваш сайт попал под АГС. Как подтвердить или развеять эти сомнения? Сначала необходимо проверить сайт на индексацию. Для этого войдите в панель Яндекс.Вебмастера и выберите вкладку «Индексирование сайта», а затем раздел «История». Если график индексации идет вниз, это серьезный повод заподозрить наложение Яндексом фильтра АГС и продолжить проверку. А уж если в индексе осталась всего одна главная страница и несколько внутренних страниц – это прямое указание на санкции со стороны поисковика.

С 21 апреля 2014 года АГС-40 не удаляет сайты из выдачи, а обнуляет ТИЦ.

Первый порыв любого вебмастера, подозревающего, что его сайт угодил под АГС – написать в службу поддержки Яндекса. Сделать это, конечно же, можно. Но в большинстве случаев ответ будет стандартным: «Развивайте свой сайт, и тогда он появится в выдаче». Куда эффективнее будет проверить АГС-фильтр с помощью специальных инструментов, например, сервиса Xtool.ru.

Проверка на АГС в Xtool

Если при проверке сайта в искомой графе загорится «красная лампочка», нужно предпринимать меры по выведению сайта из-под санкций Яндекса.

Но удобнее анализировать сайты каким-то более серьезным инструментом, который всегда под рукой — я говорю о бесплатном плагине для Google Chrome и Mazilla FireFox RDS Bar. Данный плагин покажет, если у сайта обнулили ТИЦ, а так же еще массу полезной информации о PageRank, индексации, количестве ссылок, наличии в каталогах и многое другое.

Проверка на АГС через RDS Bar

Если вы хотите проверить большую выборку ресурсов, то можете воспользоваться бесплатным инструментом «AGS Checker».

Как вывести сайт из-под АГС фильтра?

Сразу оговоримся, что выведение сайта из-под АГС – дело непростое даже для настоящих профессионалов. Иногда вернуть страницы в индекс удается в течение нескольких месяцев, а иногда на это не хватает и нескольких лет. Некоторые SEO-специалисты и вовсе считают, что попавший под фильтр сайт не стоит реанимировать, а вместо него лучше завести новый.

Мы не думаем, что идея вывести сайт из-под АГС бесперспективна. По крайней мере, попробовать стоит. Для этого воспользуйтесь следующей инструкцией:

Шаг 1 – приводим сайт в порядок. Чтобы уйти из-под фильтра, нужно устранить те проблемы, которые вызвали его наложение. Для начала нужно самостоятельно или с помощью профессионалов провести аудит сайта и выявить, а затем и устранить наиболее вопиющие ошибки вроде размещения на бесплатном хостинге, дублей страниц, огромных облаков тегов, неуникального дизайна и т. д. После этого стоит сосредоточиться на том, чтобы сделать свой ресурс полезным. Вот несколько советов, как добиться этого:

  • пересмотреть структуру и концепцию сайта. Невнятная структура делает любой, даже самый уникальный и интересный проект, бесполезным. Что толка от оригинальных статей и талантливых фото, если пользователь просто не может найти их среди десятков и сотен разноплановых материалов? Поэтому для выхода из-под фильтра нужно обязательно структурировать сайт, рассортировать контент по отдельным категориям. Если в какие-то категории набирается всего 1 – 2 материала, лучше вовсе их удалить – Яндекс любит и считает полезными узкотематические сайты, а не ресурсы «все обо всем» с десятками полупустых подразделов;
  • добавить на сайт полезные сервисы. Текстовый контент, фото, видео – это, конечно, хорошо. Но современному пользователю этого мало – он хочет не только увидеть таблицу с ценами на товары, но и рассчитать стоимость их заказа в свой регион, не только познакомиться со списком услуг, но и уточнить порядок их оказания у консультанта. Поэтому на сайте должны быть различные технические сервисы: калькулятор, онлайн-чат, формы поиска и сравнения товаров и т. д.;
  • поработать с имеющимся контентом. Яндекс, как и пользователи Интернета, не любит огромные «простынки» текстов, фото плохого качества, видео, которые не работают, «раскосяченные» таблицы. Поэтому пересмотрите весь свой контент на предмет внятной структуры, работоспособности, удобства восприятия. Заодно проверьте и его уникальность – даже если вы лично писали или заказывали тексты, снимали фото и видео, не факт, что за время существования сайта их у вас не украли;
  • поработать с поведенческими факторами. Сразу скажем — заказывать накрутку ПФ в разных биржах для видимости улучшения ресурса не стоит, это, напротив, приведет к наложению новых санкций (фильтр за накрутку ПФ не менее суров). Куда правильнее будет проанализировать данные из Вебвизора Яндекс.Метрики для выявления слабых мест сайта, заказать юзабилити тестирование и выполнить доработки по его результатам.

После работы над сайтом еще раз проанализируйте его. Если вам кажется, что все проблемы устранены, можно перейти ко второй части плана по возвращению в выдачу Яндекса.

Шаг 2 – пишем в Яндекс. Письмо в службу поддержки поисковика должно описывать, почему вы считаете, что с вашего сайта надо снять фильтр АГС. Подробно перечислите все выполненные доработки по оптимизации сайта, укажите на наличие пользовательской активности, новых полезных сервисов и т. д. Для пущей наглядности можете приложить к письму скрины из систем статистики. Приукрашать ничего не стоит – асессоры будут проверять сайт вручную и легко раскусят любую хитрость.

Сколько ждать ответа от Яндекса? Тут все индивидуально – кому-то он приходит сразу, кто-то ждет месяц. Не стоит сразу настраиваться на возвращение сайта в индекс – быстрым этот процесс точно не будет. С большой долей вероятности «платоны» снова пришлют стандартную отписку: «Работайте над сайтом…». В этом случае придется снова перелопачивать весь ресурс и опять писать письмо в Яндекс. И так до победного конца.

Нет сил, времени и желания так долго бороться за сайт, на который наложен фильтр Яндекса АГС? Тогда лучше зарегистрировать новый домен и перенести идею ресурса на него. Но предварительно нужно поработать над качеством сайта, иначе и они с новым именем будет быстро внесен в черные списки Яндекса.

Эволюция фильтра АГС — инфографика

Эволюция фильтра АГС - инфографика

Автор статьи
Роман Вердыш
SEO-Expert, стаж более 10 лет
Написано статей
32