Ежедневно в мобильных сторах появляется всё больше новых приложений, — их количество в AppStore превышает 2,1 миллионов единиц, в Google Play — почти 2,6 миллионов единиц. Согласно данным исследования рейтингового агентства Counterpoint около 50% пользователей интернета проводит за смартфонами более 5-ти часов, 26% — свыше 7-ми часов в день, а средний пользователь в 2017 году открывал ежемесячно в гаджете около 40 приложений.

Достаточно красноречивые цифры, которые наводят на размышления: а откуда люди узнают о появлении новых мобильных приложений?

Согласно информации из опроса, проведённого в 2016 году компаниями Google и Ipsos, основным источником информации по-прежнему остаётся сарафанное радио (в основном это рекомендации родных, близких и друзей). Далее по популярности следуют такие источники как исследование предложений в самих сторах (в том числе через поиск) и просмотр рекомендаций Google Play и AppStore.

51% узнают о приложениях от друзей и близких

Это значит, что в среде маркетологов и оптимизаторов по-прежнему большим спросом пользуются специалисты в сфере ASO.

Что это такое и с чем этот загадочный термин едят, будем разбираться в этой статье.

Что такое ASO?

Англоязычная аббревиатура ASO расшифровывается словосочетанием Appstore Optimization. Если говорить понятным языком, то ASO — это комплекс действий по оптимизации мобильного приложения в Google Play и AppStore.

Основная задача, которая стоит перед соответствующим специалистом, заключается в выводе мобильного приложения в топ “эппловского” или “гугловского” стора.

И это не такое уж простое дело, поверхностными знаниями об оптимизации и механизмах работы самих магазинов тут не обойтись.

Перед погружением в нюансы ASO-продвижения давайте вкратце коснёмся темы ранжирования в магазинах AppStore и Google Play.

Факторы ранжирования в Google Play и AppStore

В обоих сторах на ранжирование, которое не стоит путать с индексацией (процессом добавления приложения в поисковую выдачу), влияет довольно много факторов. Поэтому мы остановимся коротко на нескольких основных.

На ранжирование в Appstore и Google play влияют:

  • Общее количество загрузок.
  • Результаты по совпадающим ключевикам.
  • Интенсивность и количество загрузок по конкретному поисковому запросу.
  • Качественные показатели самих приложений (они разные для двух магазинов).

Для понимания работы этих факторов, прямо связанных с ASO-оптимизацией, коротко затронем тему технической специфики алгоритмов Google play и Appstore.

Особенности алгоритмов Google и Apple

Во-первых, нужно понимать, что на ранжирование приложений в обоих сторах достаточно сильно воздействует взвешенный вес входящих в запрос ключевиков.

Так, в Google Play значимость ключевика в Short Description больше его же веса в Description, и меньше такого же показателя в AppName. В AppStore вес в названии больше значимости в ключевиках, и он практически сравним с весом в сабтайтле.

Во-вторых, надо иметь в виду, что в AppStore повторять ключевики в названии и сабтайтле/ключевых словах не имеет смысла, так как в яблочном магазине при дублировании учитывается объект с максимальным весом, — остальные игнорируются.

В-третьих, необходимо знать, что к показателям качества алгоритмы обеих сторов относят средний балл оценки приложения, количество его запусков и удалений, количество отзывов. Исключительно в AppStore большое влияние имеет время с последнего обновления приложения, а алгоритм Google Play учитывает количество внешних ссылок и упоминаний/обзоров в интернете, частоту ключей в отзывах.

К немаловажным относится и следующая особенность алгоритма AppStore: для появления в поисковой выдаче по запросу «Х Y» нужно, чтобы «X» и «Y» были прописаны в любом из блоков (можно разных) основной локализации, участвующих в индексации — AppName/Subtitle/Keywords/Developer. Или же — чтобы «Х Y» присутствовал в неизменной форме в любой из дополнительных локалей, либо чтобы «X» и «Y» были прописаны в названиях дополнительных локалей.

Все эти факторы желательно заранее учитывать при ASO-оптимизации перед продвижением приложений.

Как подобрать ключевые слова и какими инструментами

В основе ASO лежит разработка семантического ядра. Оно необходимо для составления названия и описания, подбора ключевых слов и определения фраз для мобильных скриншотов — всего того, что позволит привлечь по максимуму качественный трафик из поиска.

Для формирования семантического ядра обычно используют следующие инструменты:

  • Asodesk, Apptweak, Searchman и Sensotower.
  • Wordstat и Google Keywords.

Также в качестве дополнения можно изучить всплывающие подсказки в поисковых запросах AppStore и Google Play, это помогает определить наиболее популярные, востребованные непосредственно пользователями ключевики.

Если позволяет бюджет, то можно также провести и специальное маркетинговое исследование среди потенциальной целевой аудитории разрабатываемого приложения с тем, чтобы узнать по каким словам они бы искали приложение.

Ключевые слова в title

После составления семантического ядра необходимо подобрать слова для названия приложения (title). В AppStore объём названия ограничен 50 символами, в Google Play — 30 символами, но нужно учитывать, что в яблочном сторе есть ещё поле для проставления ключевых слов, куда вмещается до 100 символов.

Поля в Google Play

При распределении ключевиков (keywords) в ASO нужно учитывать несколько важных особенностей каждого из магазинов.

Особенности AppStore:

  • Название может быть урезано в зависимости от места отображения приложения.
  • В названии порядок слов имеет значение, в самих ключевиках — не имеет.
  • Русская грамматика не учитывается: падежи, множественное число значения не имеют.
  • Буквы “и” — “й”, “е” — “ё” также считаются разными буквами, а цифры, предлоги, союзы — это отдельные слова.
  • В английской локализации некоторые слова игнорируются или имеют пониженный вес (к примеру, артикли “the”, “a”).
  • Такие слова, как “app”, “game”, “free” имеют однозначно пониженный вес.
  • Знаки препинания в названии рассматриваются в качестве пробела.

Особенности Google Play:

  • Учитывается в ключевиках русская грамматика и падежи, а также — предлоги, союзы и числа.
  • Отсутствует дополнительное скрытое поле для ключевиков.
  • Название и описание приложения при ранжировании имеют немалый вес.

Оптимизация описания

Опытные сеошники знают, что для описания приложений в AppStore сильный упор на ASO можно не делать, — для увеличения количества установок достаточно сосредоточиться на хорошем, продающем и интригующем тексте. В первых двух строчках такого текста лучше сразу раскрывать суть самого приложения, при этом в целом желательно избегать длинных, скучных описаний на три-четыре блока.

Оптимизация названия и описания в Google Play больше зависит от технических параметров ASO. Поисковый алгоритм стора ориентируется на краткое описание (decription) приложения в поле, ограниченном 80 символами. В полном описании наибольший вес имеют первые 167 символов из 4000 возможных.

Создание скриншотов

Особое внимание следует уделить первым двум скриншотам — они отражаются в поиске магазинов, служат своего рода витриной для приложения.

В самих скриншотах желательно наглядно отобразить функционал приложения, показать наиболее используемые инструменты и продемонстрировать широкие возможности.

При этом нужно избегать типичных ошибок — избытка текста и слишком мелкого шрифта. Также важно грамотно подобрать для него цвет, текст не должен сливаться с фоном, резать глаза на белом фоне или сливаться с некачественными текстурами подложки.

Создание иконки

При создании иконки важна прежде всего её уникальность и оригинальность, — это определяющие характеристики, которые помогают пользователям магазинов в iOS и Android запомнить конкретное приложение.

Много приложений можете узнать без подписей? :)

При этом нужно иметь в виду несколько вещей:

  • Простота решает — не нужно перегружать иконку лишними деталями, это может здорово испортить визуал.
  • Основа иконка — графика, поэтому включать в неё слова нежелательно.
  • Цветовую гамму иконки лучше выдерживать в мягких пастельных тонах, резкие и чересчур яркие цвета отталкивают.

Иконку лучше прорисовывать самостоятельно, продумывая и совмещая её визуал с общей идеей, концепцией приложения. Однако для вдохновения можно использовать Apply Pixels — портал, на котором собрана большая коллекция шаблонов для иконок. Также там довольно подробно разъясняется что нужно для создания иконки, даются детальные инструкции.

A/B-тестирование в ASO

Все визуальные элементы можно проверить на эффективность с помощью отличного, встроенного в Google Play инструмента — Developer Console. Для успешного A/B-тестирования понадобится трафик, и если в ходе рекламной кампании была привлечена органика, то можно проверить сразу несколько типов графики.

В AppStore, к сожалению, нет встроенного функционала по проведению A/B-тестирования, поэтому на финальной стадии ASO-оптимизации можно использовать некоторые сторонние инструменты, например, такие сервисы, как Apptimize, Optimizely или Mixpanel.

Заключение

ASO — это достаточно непростой и трудоёмкий процесс оптимизации мобильных приложений. И доверить его лучше, конечно же, опытным специалистам, которые разработают стратегический комплекс общего продвижения.

Если вы решили всё же поэкспериментировать с ASO самостоятельно, то вот напоследок несколько советов, которые касаются того, что делать ни в коем случае нельзя. Итак, крайне нежелательно:

  • Закупать отзывы к приложению, это чревато баном в маркете.
  • Покупать платные установки, это тоже может привести к бану.
  • Использовать названия чужих брендов при оптимизации.

В остальном приветствуется полная свобода и креатив в рамках представленных инструкций.

Подпишись!
Оставьте адрес, и каждую среду мы будем высылать свежую статью
Что бы еще почитать?